Виктор Басаргин: Движение к достижению намеченных целей В беседе с руководителем Ространснадзора мы обсуждаем особенности направлений деятельности возглавляемой им Службы в условиях текущей нормативно-правовой и технологической трансформации деятельности отрасли, с учетом влияния новых реалий, а также подробно разбираем состояние отечественного транспортного комплекса на примерах итогов минувшего года.
- Виктор Федорович, в середине первого квартала 2020 года вместе со всей страной ее транспортный комплекс столкнулся с новыми вызовами, обусловленными введением вынужденных мер по противодействию распространения короновирусной инфекции. Каким образом Служба по надзору в сфере транспорта отреагировала на сложившуюся ситуацию?
- Прежде всего нами был создан собственный Оперативный штаб. Такое решение принято во исполнение поручения Правительства Российской Федерации в целях предупреждения распространения коронавируса и принятия необходимых организационно-распорядительных мер. Далее следуя также ряду поручений Президента, Правительства и Мэрии Москвы, а также в связи с переходом части сотрудников Службы на удалённый режим работы было принято временное решение о переходе на бесконтактный документооборот. С 30 марта приём и отправка корреспонденции в Ространснадзоре осуществляется только через систему межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и электронную почту [email protected]. Данная мера будут действовать до улучшения эпидемиологической ситуации и полного снятия режима повышенной готовности в Москве. время в Ространснадзоре дистанционно исполняют свои обязанности, в первую очередь, беременные женщины, женщины, имеющие детей до 14 лет, сотрудники старше 60 лет и люди с хроническими заболеваниями. А целях обеспечения безопасности здоровья сотрудников, продолживших работу в обычном режиме, ежедневно бесконтактным способом у них измеряется температура тела, а также организованы регулярная дезинфекционная обработка и проветривание рабочих помещений.
Для принятия необходимых мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции в регионах страны мной также поручено начальникам территориальных управлений Службы: обеспечить взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, которое будет направлено на активизацию совместной работы при реализации планов неотложных действий по предупреждению распространения коронавируса, а также комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в границах соответствующего субъекта; обеспечить круглосуточное взаимодействие оперативных штабов, созданных в каждом территориальном органе Службы, по предупреждению распространения коронавируса с оперативными штабами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; создать группы реагирования по противодействию распространения коронавируса, и в случае введения на территории субъекта РФ режима, ограничивающего движение транспорта, принять активное участие в реализации соответствующих решений.
- Очевидно, что ситуация нормализуется не быстро и предприятия в течение некоторого периода времени будут испытывать трудности. Правительство РФ в этой связи отреагировало принятием ряда документов, в том числе имеющих отношение к сфере компетенции Ространснадзора. Как вы можете прокомментировать изменения которые коснутся сферы мероприятий контрольно-надзорной деятельности на транспорте? - --
- Прежде всего, 3 апреля вступило в силу постановлением Правительства Российской Федерации № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году». В соответствии с этим документом выездные проверки соискателей лицензии, существующих лицензиатов, проведение которых является обязательным в соответствии с федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности, а также выездные проверки, необходимые для получения, переоформления, продления действия лицензий в текущем году будут проводиться только с использованием дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, в режиме видеоконференцсвязи. Также разрешения не будут требоваться в отношении таких видов деятельности, как: перевозки пассажиров внутренним водным транспортом, морским транспортом; перевозки опасных грузов внутренним водным транспортном, морским транспортом; перевозки пассажиров и иных лиц автобусами; перевозки железнодорожным транспортом пассажиров; перевозки железнодорожным транспортом опасных грузов; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; погрузочноразгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), на которые сегодня требуются лицензии. Кроме этого не будут требоваться разрешения в отношении государственной услуги по допуску российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок в следующих случаях: если произошла реорганизация юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения; при переоформлении лицензии. Не будет требоваться переоформление разрешения и относительно государственной услуги по допуску российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок в том случае, если произошли следующие изменения: место нахождения юридического лица; место жительства индивидуального предпринимателя; место осуществления деятельности, в отношении которой выдано разрешение в связи с переименованием географического объекта, переименованием улицы, площади или иной территории, изменением нумерации. Продление удостоверений допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, срок действия которых истекает с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 будет осуществляться на 6 месяцев с даты окончания, указанной в документе, подтверждающем право осуществления международных автомобильных перевозок.
- А какие нововведения предусмотрены вступившим в силу 14 апреля 2020 постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»?
- Принятые нововведения касаются особенностей проведения проверок прежде всего субъектов малого и среднего бизнеса, оказавшихся в условиях пандемии коронавируса наиболее уязвимыми. И в 2020 году в их отношении, а также применительно к некоммерческим организациям, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышала 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в соответствующий реестр и выполняющих функции иностранного агента, будут проводиться только внеплановые проверки. Основаниями для них в первую очередь станут факты либо угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Также внеплановые проверки могут проводиться по следующим основаниям: в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан;
на основании поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, а также требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
если основания установлены нормами федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности.
Кроме того, внеплановые проверки будут проводиться в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Плановые проверки в 2020 году будут проводиться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых относится к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к 1 классу (категории) опасности,
1 классу опасности опасных производственных объектов, 1 классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора). Все проверки будут проводиться в дистанционном формате, с использованием средств аудио- или видеосвязи.
При этом выезд инспекторов будет возможен при условии согласования с органами прокуратуры, если основанием для проведения проверки будут факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверка исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, которые влекут угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Возможность выезда должностных лиц Ространснадзора также предусмотрена поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и требованием прокурора о проведении проверок в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. - Ространснадзором и Роспотребнадзором недавно заключено соглашение об информационном взаимодействии ведомств по вопросам обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия при пассажирских перевозках в период пандемии коронавируса. Какие изменения в контрольно-надзорной практике оно предполагает?
- Подписанный документ, предусматривает межведомственный информационный обмен для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности, а также двусторонние взаимные консультации. Цель соглашения — обеспечение безопасности пассажирских перевозок автомобильным, авиационным, железнодорожным и водным транспортом. Соглашение предполагает оперативный двусторонний обмен информацией о результатах проведённых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов транспортного комплекса. Ространснадзор намерен предоставлять информацию о результатах рейдовых проверок перевозчиков и других субъектов транспортной инфраструктуры.
В свою очередь, Роспотребнадзор, при необходимости, будет направлять данные о результатах своих проверочных мероприятий. Объединение усилий обоих ведомств позволит создать более эффективную систему контроля за обеспечением безопасности перевозочного процесса в сложившихся условиях. С 25 мая инспекторы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта начали контролировать работу транспортных предприятий в том числе на предмет соблюдения ими санитарных норм и правил при организации пассажирских перевозок. Эта дополнительная функция реализуется в рамках исполнения подписанного соглашения. При проведении рейдовых осмотров в рамках транспортного надзора инспекторы будут обращать внимание и на соблюдение организациями требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При необходимости выявленные нарушения будут фиксироваться с помощью фото- и видеоустройств. В суточный срок все материалы проверки будут передаваться в Роспотребнадзор для принятия дальнейших решений. - Остаток 2020 года отрасль проживет в новых условиях и его итоги, вероятно, будут существенно отличаться от итогов предыдущих лет. А что можно сказать о об итогах года предыдущего, в котором согласно статистическим данным подопечными Ространснадзора были более 200 тыс. организаций и предприятий транспортного комплекса России? - Если быть точным, то число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, находящихся под контролем Ространснадзора составляет 238 218 единиц. В целом, в течение 2019 году в транспортной сфере произошло 5 133 происшествия, что на 5% меньше чем в 2018 году (далее в скобках будет указываться результат сравнение с данными. 2018 года - прим. ред.). Здесь можно отметить небольшую, но стабильную тенденцию к снижению. Два года подряд, число аварийных случаев на транспорте снижается на 5 процентов. Число погибших составило 300 человек (снижение на 27%). А количество пострадавших, к сожалению, составило 8 011 человек (рост на 1%). В этих цифрах существенную долю - 98% составляют происшествия на автомобильном транспорте, где основной причиной происшествий является несоблюдение режима труда и отдыха водителей и осуществление нелегальных пассажирских и грузовых перевозок. В 2019 году центральным аппаратом Ространснадзора и его территориальными управлениями проведено почти 29 951 плановая и внеплановая проверка хозяйствующих субъектов (сокращение на 23%). Также, инспекторским составом Службы, проведено 78 932 рейдовых осмотра транспортных средств в процессе их эксплуатации (рост на 33%). По результатам проведенных проверок было выявлено 73 937 нарушений действующего законодательства (снижение на 37%). Общее количество административных наказаний, наложенных по фактам нарушений выявленных в ходе проверок составило 26 653 (снижение на 32%), из них: 23 483 в виде административного штрафа (снижение на 34%); 3 162 в виде предупреждения (снижение на 4%); 4 в виде приостановления деятельности (снижение на 60%); 4 в виде дисквалификации (в 2018 году не было). По фактам нарушений, выявляемых в ходе мероприятий по контролю осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, инспекторами Ространснадзора выдано 12 579 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (рост на 60%). Показатель устранения нарушений, выявленных государственными инспекторами при проверках, составил 94,7 процента, при установленном Минтрансом России – 83,6 процента. Всего же, в 2019 году Службой рассмотрено более 370 тыс. дел об административных правонарушениях в сфере транспорта (рост на 3%), по результатам их рассмотрения вынесено 367 тыс. постановлений и определений (рост на 3%). К административной ответственности привлечено 366 тыс. нарушителей транспортного законодательства (рост на 3%), из них: 27 608 юридических лиц (снижение на 11%); 17 743 индивидуальных предпринимателя (снижение на 17%); 38 465 должностных лиц (снижение на 9%); 282 559 физических лиц (рост на 8%). Сумма штрафов по вынесенным постановлениям о привлечении к административной ответственности составила 3 млрд. 820 млн. 624 тыс. рублей (рост на 18%). Всего в бюджетную систему Российской Федерации за 2019 год поступило доходов, администрируемых Ространснадзором, в сумме 4 млрд. 025 млн. рублей (рост на 812,6 млн. рублей). Сводной Бюджетной росписью федерального бюджета на 2019 год утверждены бюджетные ассигнования по расходам в размере 5 млрд. 849,9 млн. рублей. По итогам года фактическое кассовое исполнение составило 5 млрд. 570,7 млн. рублей (98,65% от установленных бюджетных ассигнований, что на 2 процентных пункта выше аналогичного периода 2018 года). Наибольший удельный вес в неиспользованных лимитах бюджетных обязательств составляют расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий. Работа по восстановлению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств уже была завершена в 1 квартале текущего года. - А как выглядят результаты деятельности Ространснадзора в минувшем году с учетом специфики различных видов транспорта? Какова статистика по воздушному транспорту? - В 2019 году с гражданскими воздушными судами Российской Федерации произошло 27 авиационных происшествий (снижение на 35,7%). Число погибших составило 70 человек (снижение на 45,3%). Анализ причин авиационных происшествий позволил установить два типовых фактора-риска, которые ранее не приводили к таким тяжким последствиям. Во-первых это - потери управления в полете. При сравнительно небольшой доле таких событий в общем числе авиационных происшествий (15%), на них приходится 55 % от числа всех погибших. Вовторых это - столкновения с землей в управляемом полете. С этой группой событий связано 38% авиационных происшествий и 38 % погибших. Эти риски еще раз подтверждают проблемы в подготовке авиационного персонала, в том числе летного состава, специалистов по техническому обслуживанию, специалистов УВД, в основе которых лежат, в том числе, и несоответствия установленным требованиям программ подготовки авиационного персонала. В рамках исполнения Поручения Правительства Российской Федерации и мероприятий, предусмотренных Планом работ по решению приоритетных задач в сфере транспорта, продолжается выполнение мероприятий по надзору за соблюдением требований воздушного законодательства авиационными учебными центрами и эксплуатантами гражданской авиации при разработке, утверждении, реализации программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов гражданской авиации, осуществлении подготовки специалистов согласно перечню специалистов гражданской авиации. По данным Международной организации гражданской авиации (ICAO) существенное влияние на безопасность полетов оказывают авиационные происшествия, связанные с безопасностью на взлетно-посадочных полосах. Для гражданской авиации России проблема обеспечения безопасности на ВПП также является актуальной, что требует от операторов аэродромов и эксплуатантов разработки и внедрения эффективной системы управления безопасностью полетов, а для надзорных органов новых форм работы в изменившихся подходах и требованиях к организации и проведению надзорных мероприятий. В рамках снижения административной нагрузки на бизнес в 2019 году проведено на 4% меньше, чем годом ранее, плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов. В целях повышения мероприятий профилактической направленности инспекторским составом, проведено 7 322 рейдовых осмотра воздушных судов в процессе их эксплуатации без взаимодействия с юридическими лицами, что на (рост на 15%). Основные нарушения, выявленные в ходе проверок это: нарушения обязательных требований и сфере деятельности операторов аэродромов, организации воздушных перевозок и авиатопливообеспечения – 40%; нарушения обязательных требований в сфере соблюдения летных стандартов и сертификации эксплуатантов воздушного транспорта – 30%; нарушения обязательных требований в сфере поддержания летной годности гражданских воздушных судов – 20%. За нарушения установленных требований применялись меры инспекторского реагирования. При этом, общее количество административных наказаний, наложенных по фактам нарушений выявленных в ходе проверок увеличилось, но не за счет административных штрафов, а за счет увеличения (на 18%) профилактических мер воздействия в виде предупреждения. Кроме того, по фактам нарушений, выявляемых в ходе профилактических мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, инспекторами Госавианадзора выдано 225 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Показатель устранения нарушений, выявленных государственными инспекторами при проверках на протяжении 3 лет составляет 99%, что свидетельствует с одной стороны об эффективном контроле за исполнением, а с другой - о профессиональном отношении бизнесструктур к устранению выявленных нарушений. Однако, следует отметить, что несмотря на положительную динамику уменьшения авиационных происшествий и тяжести их последствий, показатель безопасности 2017 года, взятый за базовый, еще не достигнут. Кроме того, появляются новые угрозы и вызовы в сфере обеспечения безопасности полетов. Вызывает тревогу практически неконтролируемое, как в плане профилактики, так и в плане мер инспекторского реагирования из-за нормативно-правового неурегулирования, использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и беспилотных авиационных систем (БАС). Анализ динамики изменения статистических показателей нарушений правил использования воздушного пространства БПЛА и БАС за 3 года показал их увеличение в 2,3 раза. При этом, меры административной ответственности и ежегодное увеличение суммы штрафов в этом сегменте гражданской авиации не приводит к снижению нарушений, что свидетельствует о необходимости государственного регулирования в этой сфере, понятных для бизнеса и инспекторского состава правил и процедур. В целях профилактики в 2019 году территориальными управлениями Госавианадзора с участием представительней центрального аппарата проведено 25 публичных обсуждений правоприменительной практики в 18 городах, в том числе в 4 федеральных округах проведены методические совещания с владельцами посадочных площадок и частными владельцами воздушных судов, БПЛА и БАС. Эта практика будет продолжена и в текущем году и охватит все федеральные округа. Отдельное внимание в прошедшем году было уделено развитию информационноаналитической системы (ИАС БП) и АРМ инспектора. На сегодняшний день система позволяет автоматически формировать практически все виды отчетности без дополнительных запросов территориальных управлений, а АРМ формировать акты проверок, предписания, постановления, протоколы об административной ответственности и позволяет работать членам комиссии, находящимся в разных управлениях при совместных проверках. Кроме того, разработан отдельный модуль, относящейся к соблюдению прав инвалидов и организации контрольно-надзорных мероприятий за обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, позволяющий осуществлять мониторинг государственного надзора за обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг. Ространснадзором совместно с Отраслевым ресурсным учебно-методическим центром доступной среды для инвалидов на транспорте РУТ (МИИТ) проводится работа по организации обучения сотрудников, осуществляющих государственный надзор за обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, разработаны программы обучения инспекторского состава. - Традиционно самое большое количество хозяйствующих субъектов транспортной отрасли осуществляют свою деятельность в сфере автомобильного транспорта. В 2019 также вступили в действие правила о лицензировании автобусных пассажирских перевозок. Как можно охарактеризовать положение вещей в этом сегменте? - Да, по состоянию на 1 января 2020 года в данной сфере насчитывалось 205,8 тыс. хозяйствующих субъектов, из которых, 58,8 тыс. имеют лицензии на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами, свыше 17 тыс. имеют удостоверения допуска к осуществлению международных автоперевозок, свыше 48 тыс. осуществляют деятельность на основании соответствующих уведомлений. До момента вступления новых правил о лицензировании на 1 марта 2019 года автобусов за лицензиатами числилось 240 тыс. ед., на 1 января 2020 года более 321 тыс. единиц. Увеличение количества автобусов произошло более чем на 30%. Анализ аварийности по вине водителей лицензиатов с использованием относительных показателей, показывает, что число ДТП и погибших в них, в перерасчете на 10 тыс. автобусов, в 2019 году ниже, чем в 2018 (по количеству ДТП на 25 %, по погибшим на 41 %). В соответствии с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 195, начиная с 1 марта 2019 года управлениями Госавтодорнадзора было выдано 58532 лицензии на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами, 648 соискателям отказано в выдаче разрешительного документа. По результатам проведенного лицензирования, в реестр транспортных средств было внесено всего около 350 000 автобусов. В тоже время, по сведениям ГИБДД МВД России, на учете состоит свыше 860 000 автобусов. Разумно возникает вопрос, где остальные? Ответить мы могли бы, имея полный доступ к сведениям, содержащим информацию о прохождении транспортными средствами государственных технических осмотров и заключенным договорам ОСАГО. Нами направлены соответствующие запросы в МВД и РСА, но, увы, ответы так и не поступили. В настоящий момент, нами направлен запрос в МВД России о совершенствовании действующего соглашения об информационном взаимодействии, для получения заинтересованными сторонами недостающей информации в автоматическом режиме. За 2019 год управлениями Госавтодорнадзора было выдано: свыше 10 тыс. удостоверений допуска к осуществлению международных перевозок; более 51,1 тыс. специальных разрешений на перевозку опасных грузов; 79 удостоверений об утверждении курсов подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы; 734 свидетельства о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом; свыше 48,8 тыс. свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы. Территориальными управлениями принято и учтено 2906 уведомлений о начале предпринимательской деятельности. Аттестовано 32,7 тыс. должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения. Не прошли первоначальную аттестацию около 20,5 тыс. человек, более 2642 тыс. специалистов не прошли аттестацию повторно. - А каких результатов удалось добиться в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте с учетом осуществления мероприятий в рамках контрольнонадзорной деятельности? - Следует отметить, что управлениями Госавтодорнадзора проводятся плановые проверки с применением чек-листов. За год проведено 4027 таких проверок, из них: в сфере перевозки пассажиров - 1390; в сфере грузоперевозок - 2637. Основным показателем работы территориальных управлений Ространснадзора является снижение аварийности на пассажирском транспорте. Так, по вине водителей автобусов снижение количества ДТП по отношению к аналогичному периоду 2018 года составило 4%, в том числе зафиксировано снижение на 15% количества погибших. В минувшем году нам удалось значительно повысить безопасность перевозок организованных групп детей автобусами. Так, в 2019 году, как и в 2018-ом, при осуществлении указанного вида перевозок не было допущено ни одного случая гибели детей, чему во многом способствовало принципиальное применение Службой статьи КоАП, предусматривающей ответственность организаторов перевозки групп детей. В 2019 году Госавтодорнадзором особое внимание уделялось контролю за соблюдением требований по обеспечению доступности для инвалидов. За истекший период проверено 13763 субъекта (объекта) транспортной инфраструктуры, из них: 73 автовокзала, 176 автостанций, 322 остановочных пункта, 13191 транспортное средство. Выдано 303 предписания и 323 предостережения по итогам проверочных мероприятий. Составлено 564 протокола об административном нарушении. В том числе, 12 материалов направлено в органы прокуратуры и 7 материалов в органы социальной защиты. В ходе транспортного контроля в 2019 году на стационарных контрольных пунктах проверено было проверено свыше 737 тыс. автотранспортных средств, что на 6% меньше, чем за 2018 год. При этом выявлено 199,2 тыс. нарушений транспортного законодательства (рост на 5%). По результатам транспортного контроля вынесено 147,3 тыс. постановлений (рост на 3%). Сумма наложенных штрафов составила 618,7 млн. руб. (рост на 2%). Сумма взысканных штрафов составила 441,4 млн. руб., что на 10% больше чем в 2018 году. В ходе контрольного взвешивания было проверено 118,5 тыс. ед. транспортных средств (рост на 10%), при этом выявлено 21,2 тыс. нарушений. По выявленным нарушениям вынесено свыше 84,9 тыс. постановлений на общую сумму 1,6 млрд. руб. (рост на 38%). Взыскано штрафов на общую сумму 559,0 млн. руб. (рост на 25%). В целях пресечения административных правонарушений задержано 20 209 транспортных средств. За невнесение платы в счет возмещения вреда автотранспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (система «Платон») было оформлено более одного миллиона постановлений об административных нарушениях по ст. 12.21.3 КоАП РФ и наложено штрафов на сумму 9,5 млрд. руб. (рост более чем в 1,2 раза). В минувшем году было проведено свыше 38 тыс. рейдовых мероприятий (снижение на 10%), в ходе которых проверено свыше 135,6 тыс. транспортных средств (снижение на 8%), выявлено 122,1тыс. нарушений ТС (рост на 29%), вынесено 97,8 тыс. постановлений (снижение на 6%) на общую сумму 628,1 млн. руб. (снижение на 2%). Кроме того, по результатам проведенной работы арестовано 2,5 тыс. транспортных средств. Проблемным вопросом стало низкое взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов Госавтодорнадзора при реализации мероприятий, направленных на повышение качества и безопасности транспортного обслуживания населения. Проводимый Службой на регулярной основе мониторинг по реализации Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее 220-ФЗ) показал, что спустя 4 года, практически половиной органов власти субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований, до настоящего момента, не реализованы полностью или частично, возложенные законом полномочия не выполняются. А именно: не разработаны нормативные правовые акты, определяющие порядок допуска перевозчиков к выполнению регулярных рейсов, формирования маршрутной сети, в связи с чем не проводятся конкурсы на допуск к маршрутам, а если и проводятся, то с грубыми нарушениями законодательства; не установлен контроль за соблюдением перевозчиками требований, определенных в договорах, в связи, с чем отправление (прибытие) автобусов осуществляется с несанкционированных мест, не отвечающих требованиям безопасности перевозочного процесса; отсутствует перечень остановочных пунктов по регулярным маршрутам в связи с чем, хозяйствующие субъекты не могут пройти процедуры оформления маршрута регулярных перевозок. Данные нарушения способствуют появлению нелегальных перевозчиков. Все это послужило основанием для предложений Ространснадзора по включению в проект Кодекса об административных правонарушениях ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за неисполнение требований 220-ФЗ. Кроме того были даны предложения в части ужесточения ответственности за повторно совершенные нарушения хозяйствующим субъектом требований обеспечения безопасности перевозок, вплоть до приостановления деятельности, а также усиление ответственности за отсутствие лицензии и нарушения лицензионных требований. Немаловажную роль в обеспечении безопасности перевозок играют совместные мероприятия с регионами, а также тесное взаимодействие посредством создания единого регулирующего органа, позволяющего спланировать, провести и проанализировать эффективность контрольных мероприятий. Пример: взаимодействие Правительства Москвы и территориального управления Ространснадзора. Благодаря постоянному и совместному взаимодействию при организации контрольных мероприятий, включая техническую поддержку, удалось пресечь значительную часть нелегальных перевозок и тем самым повысить безопасность перевозок. Одним из действенных механизмов по понуждению к соблюдению обязательных требований, является практика применения арестов транспортных средств. Так, в 2019 году на территории РФ было арестовано 2558 единиц транспорта, перевозящих пассажиров; из которых – 1908 в г. Москве, 246 в г. Уфе, в городе Екатеринбурге – 172 и 123 ТС в г. Санкт-Петербурге. Благодаря этому, по сведениям Правительства Москвы, практически устранены нелегальные перевозки автобусами на территории столицы. Но большинство регионов не готовы, или не желают проводить совместную работу. Отсутствуют уполномоченные подразделения для реализации норм 220-ФЗ в полном объеме, либо их численность не превышает трех-пяти человек. Не исполнены полномочия по созданию стоянок для арестованных и задержанных транспортных средств. Все это коренным образом сдерживает возможность принятия мер по обеспечению безопасности перевозок пассажиров. В сфере дорожного хозяйства обследовано с учетом повторных обследований 148,8 тыс. км. автомобильных дорог федерального значения (рост на 23%), при этом выявлено 11,1 тыс. нарушений (снижение на 6 %), из которых 9873 нарушений требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» ТР ТС 014/2011. При проведении контроля за качеством дорожно-строительных материалов и изделий в 2019 году выявлено более 355 нарушений, из них в 37 случаях выявлены факты проведения работ с применением дорожностроительных материалов и (или) изделий, не прошедших обязательную процедуру подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 014/2011. Всего было вынесено 1186 постановлений (рост на 77%) на общую сумму 72,8 млн. руб. (рост на 76%). В 2019 году было проведено 732 проверки органов местного самоуправления (рост на 4%), в том числе плановых – 694 (рост на 4%) по результатам проведения которых выявлено 4,4 тыс. нарушений (рост на 15%), выдано 640 предписаний (рост на 10%), направлено 63 материала в органы прокуратуры (снижение на 14%), а также 53 материала в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (снижение на 12%). По составленным материалам судами принято решений о наложении штрафов на общую сумму 171 тыс. руб. (снижение на 33%). - Каково участие Ространснадзора в комплексе перспективных инновационных проектов в сфере автомобильного транспорта? - Госавтодорнадзор в настоящее время принимает участие в реализации ряда масштабных проектов: по созданию и внедрению информационной системы, которая позволяет детально контролировать пассажирские перевозки в разрезе перевозчиков, транспортных средств, пассажиров; по контролю транзитных автомобильных и железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации с использованием навигационных пломб, функционирующих на основе технологии глобальной навигационной системы ГЛОНАСС; планируется запуск платных участков Центральной кольцевой автомобильной дороги с организацией безбарьерной среды «freeflow», которая позволит обеспечить безостановочное движение транспортных средств. Функции по контролю за внесением платы планируется возложить на Ространснадзор. Рассматривается вопрос о наделении Ространснадзора полномочиямипо администрированию нарушений, зафиксированных в автоматическом режиме при осуществлении контроля весогабаритных параметров. Большое значение сегодня уделяется цифровизации процессов организации перевозок, трансформации и оптимизации государственных и муниципальных услуг. Минтранс России ведет работу по разработке и внедрению «Суперсервиса 22» безбумажные перевозки пассажиров и грузов, который позволит грузоперевозчикам значительно снизить время простоя грузового транспорта, сократить сроки получения государственных услуг и получать эти услуги в электронном виде. В рамках реализации указанного проекта прорабатывают вопрос о наделении электронных документов (электронные накладные, электронные путевые листы) необходимым статусом для использования в бухгалтерском и налоговом учете. Ространснадзор также принимает участие в работе указанной группы, вопросам внедрения электронных документов уделяется особое внимание. В соответствии с дорожной картой «Суперсервис 22» в 2020 году запланирована разработка прикладного программного обеспечения и модернизация профильных ведомственных систем, в 2021 году внедрение суперсервиса в пилотной зоне, в период 2022-2024 годов полномасштабное внедрение сервиса. Подключение Ространснадзора к информационным системам указанного сервиса позволит получать необходимую информацию в режиме реального времени, что также положительно отразится на эффективности контроля и позволит снизить административную нагрузку на бизнес. - Теперь давайте перейдем к сфере ответственности Госжелдорнадзора, в составе которой в минувшем году произошел ряд изменений. Какая ситуация наблюдалась здесь? - Под контролем Ространснадзора в сфере железнодорожного транспорта находятся более 19 тысяч предприятий, 1,5 миллионов работников железнодорожного транспорта, более 194 тысяч километров эксплуатационной длины железнодорожных путей общего и необщего пользования, около 27 тысяч единиц тягового подвижного состава, более 11 тысяч единиц специального подвижного состава, 15 тысяч вагонов электропоездов, 25 тысяч пассажирских вагонов, более 1,1 млн. грузовых вагонов. В 2019 году на железнодорожном транспорте произошло 29 транспортных происшествий - 21 крушение и 8 аварий (рост на 45%). Количество погибших составило – 6 человек, получивших тяжкие телесные повреждения – 2 ( рост на 70 %). Основными причинами допускаемых транспортных происшествий на путях общего пользования в 2019 году являлись: нарушения технологии маневровой работы – 42,2%; текущее содержание пути – 22,0%; нарушения правил ремонта подвижного состава – 16,4%. Основными причинами допускаемых транспортных происшествий на путях необщего пользования в 2019 году являлись: текущее содержание пути – 58,7 %; нарушения технологии маневровой работы – 28,3%; нарушения правил погрузки выгрузки грузов – 4,6%. При этом в основе большинства причин нарушений безопасности движения, находится человеческий фактор, что свидетельствует о низкой культуре безопасности работников транспортного комплекса. В 2019 году Госжелдорнадзором и его территориальными органами проведено 1554 проверок субъектов железнодорожного транспорта по соблюдению законодательства в области обеспечения безопасности движения и пожарной безопасности - 1070 плановых и 484 внеплановых (рост на 103%). По результатам проведенных проверок было выявлено 18 867 нарушений действующего законодательства (снижение на 53%). Также, инспекторским составом Госжелдорнадзора, проведено 693 рейдовых осмотра железнодорожного подвижного состава в процессе его эксплуатации (рост на 125 %). Было осмотрено 5942 единицы подвижного состава, выявлено 4654 нарушения. Проверки соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществлялись в ходе плановых и внеплановых проверок. В 2019 году осмотрено и проверено 3 893 железнодорожных переезда. Выявлено 9748 нарушений обязательных требований законодательства. Проведено 210 расследований транспортных происшествий. Территориальными органами Госжелдорнадзора за 2019 г. проведено 144 мероприятия по контролю (надзору) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых услуг, в ходе которых проверено 60 вокзалов, осмотрено 1 122 транспортных средства. По результатам проведенных мероприятий выдано 10 предписаний, 9 предостережений, составлен 41 протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.13 КоАП РФ, 1 материал направлен в органы прокуратуры. Помимо выполнения контрольно-надзорных функций Госжелдорнадзором ведется работа по оказанию государственных услуг в области лицензирования отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте. За отчетный период рассмотрено 552 поступивших заявлений на предоставление государственных услуг, предоставлено 189 лицензий, переоформлено 121 лицензия, отказано в предоставлении лицензии 45 соискателям. В государственный бюджет Российской Федерации поступило более 1,9 млн. руб. пошлины за предоставленные услуги. В целях профилактики причинения вреда охраняемым законом ценностям Госжелдорнадзором и территориальными органами Госжелдорнадзора в 2019 г.: проведено 646 совещаний с руководителями и специалистами, владельцами железнодорожных путей необщего пользования (рост на 2,9 %); проведено 31 публичное обсуждение результатов правоприменительной практики с субъектами железнодорожного транспорта (снижение на 3,1 %); размещено в средствах массовой информации 32 публикации профилактического характера (снижение на 27,3 %); выдано 408 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (рост на 50,6 %); возобновлена практика информирования контролируемых лиц об обязательных требованиях, несоблюдение которых привело к нарушению безопасности движения – на сайтах территориальных органов размещено 296 информационных письма и направлено 146 рассылок по электронной почте. В соответствии с федеральным законом от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте» с 2019 года на Службу возложены полномочия по надзору за переданными полномочиями субъектам в сфере контроля за внеуличным транспортом. Стоит отметить, что в 2019 году 11 субъектов РФ заявили о наличии внеуличного транспорта. Ространснадзором на второе полугодие 2019 года этим субъектам из своего бюджета были запланированы субвенции в размере 7,244 млн. рублей. Однако в 2019 году только Новосибирская, Самарская области и Ставропольский край определили уполномоченный орган исполнительной власти по контролю за внеуличным транспортом и приступили к фактической работе. В остальных субъектах РФ данная работа завершена в начале 2020 года и уполномоченные органы должны приступить к осуществлению полномочий. Вместе с тем, в Нижегородской области и Республике Татарстан определены уполномоченные органы по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации и правил пользования внеуличным транспортом, однако соответствующие нормативно-правовые акты находятся в стадии разработки. При этом в 2020 году в Республике Крым канатные дороги выведены из перечня объектов внеуличного транспорта, в связи с их перерегистрацией. Службой разработаны все необходимые проекты нормативных правовых актов для контроля и надзора на внеуличном транспорте. Ряд из них утвержден. С декабря 2019 года на Госжелдорнадзор дополнительно возложена еще одна новая функция – принятие решения о применении навигационных пломб ГЛОНАСС в международном железнодорожном сообщении. Уже сегодня проведены организационно-штатные мероприятия в трех управлениях, обеспечивающие готовность к ее осуществлению. Определены места дислокации персонала, подготовлены проекты регламентов о взаимодействии с перевозчиком и оператором пломбирования. Разработаны типовые должностные регламенты и служебный контракт для соответствующих работников, сформированы графики дежурств персонала, позволяющие обеспечить исполнение функции на любой момент осуществления перевозки с применением навигационных пломб. Главными вызовами в сфере железнодорожного транспорта на настоящее время являются: проблема качества продукции железнодорожного назначения и высокая вероятность эксплуатации неаутентичных изделий; значительная частота возникновения и тяжесть последствий нарушений безопасности движения на железнодорожных путях необщего пользования; низкие темпы снижения количества ДТП на железнодорожных переездах, в том числе с пассажирским подвижным составом; наличие значительного количество железнодорожных переездов и путепроводов, не имеющих хозяина (балансодержателя). - Каковы по итогам минувшего года результаты деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на водном транспорте? Всего в сфере морского и речного транспорта осуществляют деятельность 7885 хозяйствующих субъектов. Количество аварий на водном транспорте в 2019 году и составило 53 (снижение на 22%). При этом количество погибших и получивших тяжкие телесные повреждения увеличилось: в 2019 погибло 19 человек, и 4 человека получили тяжкие телесные повреждения. В 2018 году 7 человек погибло, травмированных не было. За 2019 год территориальными управлениями Госморречнадзора проведено 7610 контрольно-надзорных мероприятий (рост на 28%). Проведено 1407 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (рост на 51,6%). Также инспекторами Госморречнадзора проведено 3235 осмотров судоходных путей с использованием судов патрульного флота и 2092 осмотра объектов транспортной инфраструктуры. В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлено 4431 нарушение обязательных требований законодательства в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (снижение на 9,5%). По результатам проверок и осмотров в 2019 году выдано 799 предписаний на устранение выявленных нарушений (рост на 44%), привлечено к ответственности 3983 юридических, должностных, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, наложено штрафов на сумму более 50 млн. рублей. За истекший год территориальными управлениями государственного морского и речного надзора предоставлено и переоформлено 1006 лицензий (снижение на 15%). По заявлениям лицензиатов прекращено действие 89 лицензий. Проведено 874 проверки соискателей лицензий. В ходе их проведения в 51 случае выявлены несоответствия лицензионным требованиям и в предоставлении (переоформлении) разрешительных документов было отказано. Было рассмотрено 45 деклараций безопасности гидротехнических сооружений, утверждено 35 из них, 10 отправлено на доработку. Бассейновым Администрациям внутренних водных путей выдано 35 разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений. По сравнению с 2018 годом в 2019 году на 7 СГТС улучшилось техническое состояние до «работоспособного», при этом на 11 гидросооружениях повысился уровень безопасности до «нормального» уровня. Вместе с тем, в виду того, что на некоторых гидросооружениях эксплуатирующими организациями не были выполнены мероприятия по повышению уровня безопасности, техническое состояние на 2 СГТС понизилось до «аварийного», а уровень безопасности до «опасного». По данным фактам территориальным управлениям УГМРН были даны соответствующие поручения о необходимости привлечения виновных лиц, допустивших снижение уровня безопасности. В соответствии с решениями, принятыми на коллегии Минтранса России 28 февраля 2019 года, с 15 июля 2019 года Госморречнадзор реализует в виде пилотного проекта концептуально новый метод проведения контрольно-надзорных мероприятий – «непрерывный мониторинг». Проект направлен на повышение уровня безопасности на объектах транспортной инфраструктуры путем проведения предприятиями водного транспорта самооценки исполнения обязательных требований, выявления имеющихся нарушений обязательных требований и их устранения, что позволит в будущем отказаться от проведения плановых проверок, ограничившись дистанционным взаимодействием с поднадзорными субъектами. Количество пользователей, посетивших раздел «Пилотный проект – Непрерывный мониторинг» на сайте Ространснадзора составило 925 представителей компаний, из них 651 завершили тестовую самооценку. При этом 41 пользователь системы (представитель транспортной компании) представил в Госморречнадзор через личный кабинет «декларацию соответствия», 28 деклараций принято Госморречнадзором и проходит процедуру проверки. Госморречнадзор продолжает внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований. Выполнен утвержденный программой профилактики Госморречнадзора план мероприятий по профилактике нарушений в сфере морского и внутреннего водного транспорта на 2019 год. В течение года территориальными управлениями Госморречнадзора проведено 237 семинаров и информационных встреч с поднадзорными субъектами. Выдано 314 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований. В соответствии с планом-графиком проведено 50 ежеквартальных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Госморречнадзора, руководств по соблюдению обязательных требований. В минувшем году представители территориальных управлений Госморречнадзора принимали участие в проверках юридических лиц на предмет исполнения законодательства в области обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг по линии региональных транспортных прокуратур. Проведение указанных проверок с участием представителей Госморречнадзора планируется и в 2020 году. В настоящее время Госморречнадзором с целью законодательного установления требований в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг на внутреннем водном транспорте: разработаны изменения в действующие нормативные правовые акты в области внутреннего водного транспорта (статья 3, пункт 3 статьи 38.1, пункт 7 статьи 95 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, глава VII Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте); разработан проект Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских судов и объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта и предоставляемых на них услуг. Также приобретено 4 новых катера, что позволило заменить старые изношенные, технологически не отвечающие новым требованиям патрульные катера, а также обеспечить работу инспекторов Госморречнадзора по осмотру судоходных путей и объектов транспортной инфраструктуры в 2019 году с использованием судов патрульного флота. В соответствии с Поручениями Президента Российской Федерации проведена инвентаризация поднадзорных Ространснадзору гидротехнических сооружений. - Минувший год стал юбилейным с момента создания в рамках Службы Управления транспортной безопасности. Какими показателями он отмечен в сфере по защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства? - В настоящее время под контролем Управления транспортной безопасности и его территориальных подразделений находится 19 985 субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих свою деятельность на воздушном, железнодорожном, автомобильном транспорте, в дорожном хозяйстве и на метрополитенах. В прошедшем году на всех видах транспорта зарегистрировано 904 угрозы и актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта (снижение на 3,7%). Погибших и пострадавших, ни в прошедшем периоде, ни в 2018 году от актов незаконного вмешательства не допущено. В 2019 году центральным аппаратом Управления транспортной безопасности и его территориальными подразделениями проведено 3 995 плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов (снижение на 9%). Также, инспекторским составом управлений, проведено почти 1 938 рейдовых осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации. По результатам проведенных проверок было выявлено 14878 нарушений действующего законодательства (снижение на 33%). Основные нарушения, выявляемые в ходе проверок - это: отсутствие проведенной оценки уязвимости (дополнительной оценки уязвимости) объектов транспортной инфраструктуры (80%); отсутствие планов обеспечения транспортной безопасности (изменений в план) на объектах транспортной инфраструктуры (92%); отсутствие сформированных или привлеченных подразделений транспортной безопасности (65%); недостаточная оснащенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, в том числе сертифицированными (около 70%), при этом менее всего от актов незаконного вмешательства защищены транспортные средства автомобильного транспорта, объекты транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства и железнодорожного транспорта; не обеспечена аттестация сил обеспечения транспортной безопасности (45%) Общее количество административных наказаний, наложенных по фактам нарушений, выявленных в ходе проверок, составило 5 141 (снижение на 15%), из них: 4979 в виде административного штрафа (снижение на 16%); 151в виде предупреждения (увеличение на 119%). По фактам нарушений, выявляемых в ходе мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, инспекторами Ространснадзора выдано 1581 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (рост на 230%). Всего, в 2019 году, Управлением транспортной безопасности и территориальными подразделениями рассмотрено более 5493 дел об административных правонарушениях в сфере транспорта (снижение на 12,7%). К административной ответственности привлечено 4797 нарушителей законодательства в области транспортной безопасности (снижение на 12%). Сумма штрафов по вынесенным постановлениям о привлечении к административной ответственности составила 185 млн. 700 тыс. рублей (снижение на 17%). Общая стратегия деятельности Управления транспортной безопасности носит предупредительно-профилактический характер и направлена на реализацию риск-ориентированной модели планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий, анализа её влияния на состояние безопасного функционирования транспортного комплекса. В профилактических целях в 2019 году Управлением транспортной безопасности и территориальными управлениями проведено 32 публичных слушания с субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, включающие себя обсуждения практики правоприменения, административной практики, характерные нарушения и пути их устранения. Из них 14 проведено с выездом в субъекты Российской Федерации. К сожалению, отмечается низкая активность представителей транспортных сообществ и организаций-перевозчиков в публичных слушаниях, что говорит о пассивном отношении к реализации мероприятий по транспортной безопасности. Подготовлено и направлено 31 разъяснение на обращения субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, физических лиц по вопросам транспортной безопасности. Рассмотрено 80 обращений с информацией о неисполнении требований по транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. Для оптимизации и совершенствования формы контрольно-надзорной деятельности создается механизм применения дистанционного наблюдения за обеспечением транспортной безопасности. Уже сформирована и применяется практика получения должностными лицами Управления видеоданных с технических средств объектов транспорта для установления фактов нарушения обязательных требований по транспортной безопасности. Развитие дальнейших методов дистанционного контроля является одной из приоритетных задач на 2020 год. - Одной из особенностей минувшего года в масштабах страны стал старт мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины». Что в рамках этой очень важной для отрасли работы удалось реализовать при участии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта? - В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Ространснадзором, на протяжении всего года, совместно с общественностью осуществлялась работа по пересмотру действующих актов, содержащих обязательные требования. Данная работа велась как в рабочих группах, созданных в качестве ведомственных рабочих групп в рамках профильных видов государственного контроля, так и в рабочих группах, созданных при Правительстве Российской Федерации. Продолжалась работа межведомственных групп по отмене актов МПС СССР и МПС России, по итогам которых в 2019 году отменено 679 актов. В 2019 году в рамках мероприятий «дорожной карты» Службой были разработаны и представлены в Минтранс России: модели новой структуры нормативного регулирования по видам транспорта; проекты постановлений Правительства Российской Федерации о видах государственного контроля (надзора) с учетом положений проекта федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; был проработан представленный проект перечня правовых актов СССР и РСФСР, подлежащих признанию утратившими силу или недействующими на территории Российской Федерации с 1 февраля 2020 года; были подготовлены и направлены предложения по перечню из 240 правовых актов, подлежащих отмене с 1 января 2021 года. Совместно с представителями предпринимательского и экспертного сообщества, рассматривались проекты нормативных правовых актов, проекты законов, а также конкретные обязательные требования, подлежащие пересмотру, актуализации или отмене. Итоги этой работы в виде предложений были направлены в Минтранс России. По инициативе Ространснадзора поднимался вопрос о необходимости организации отдельной группы по транспортной безопасности и, в начале 2020 года, было принято решение о создании такой рабочей группы. - Одной из важнейших тенденций последнего времени стал процесс цифровизации деятельности различных государственных структур Российской Федерации. По каким направлениям шло развитие цифровой инфраструктуры Ространснадзора и каковы его дальнейшие перспективы? - Работа по цифровизации контрольно-надзорной деятельности в 2019 году была направлена: на организацию взаимодействия с субъектом надзора; на расширение состава данных в цифровом досье субъекта надзора за счет сведений о нарушениях, получаемых от иных органов власти; на развитие механизмов дистанционного контроля с использованием персонифицированных автоматических устройств контроля; на переход к автоматическим системам контроля. Нами уже разработан «Личный кабинет» субъекта надзора, обеспечивающий сервисы самоконтроля и самопрофилирования, возможность обжалования в электронном виде результатов проведенной проверки или присвоенной категории риска, а также другие сервисы информирования и взаимодействия с субъектом надзора в электронном виде. Системами Ространснадзора на настоящий момент обеспечивается мониторинг движения транспортных средств используемых для перевозки пассажиров или опасных грузов (категорий М2, М3 и категории N), оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Дальнейшей задачей цифровизации, при реализации контрольно-надзорной деятельности, становится расширение цифрового профиля субъекта надзора, создание его «цифровой модели», отражающей его состояние в режиме реального времени с обеспечением достоверности и юридической значимости данных о нем, создание межведомственных электронных реестров, геоинформационных слоев. Одной из ключевых задач перед запуском сервисов и систем в эксплуатацию является обеспечение высокого уровня информационной безопасности и защиты персональных данных субъектов надзора. - В жизни отечественного транспортного комплекса в последнее время происходит ряд масштабных трансформаций. Динамичные изменения коснулись технологической и нормативно-правовой сферы, часть первой половины 2020 года проходит под знаком влияния мер по противодействию распространения короновирусной инфекции. Как в этой связи на настоящий момент выглядит комплекс задач по осуществлению деятельности Службы на ближайшую перспективу? - Безусловно, мы ставим и формулируем свои задачи с учетом складывающихся обстоятельств, но в целом ориентируемся на ту линию, которую проводили и проводим в соответствии с поставленными перед Службой основными целями. Также в перечне наших задач на текущий год остается и то немногое, что не удалось до конца реализовать в минувшем году. Это во-первых задача по повышению социальной защищенности инспекторского состава. За помощью с ее решением мы в 2019 году обращались и к Минтрансу России и к представителям Государственной Думы. Также мы медленно развиваем единые информационные базы с нашими коллегами, особо отмечу здесь Росавиацию и ГИБДД МВД России, а они могли бы серьезно помочь в профилактике предупреждении нарушений. Также на ближайшую перспективу перед Федеральной службой по надзору в сфере транспорта стоит еще целый ряд задач. В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» нам предстоит обеспечить исключение устаревших и избыточных обязательных требований, не оказывающих существенного влияния на уровень безопасности функционирования транспортного комплекса. Кроме этого Служба будет обеспечивать повышение безопасности функционирования транспортного комплекса за счет: внедрения инструментов непрерывного дистанционного контроля (надзора) за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований; развития межведомственного взаимодействия с ФОИВ и организациями в части информационного обмена данными, необходимыми для обеспечения безопасности населения на транспорте; повышения уровня оснащенности объектов транспортного комплекса техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Нам предстоит обеспечить повышение эффективности государственного контроля (надзора), за счет: развития информационных систем Ространснадзора с целью автоматизации контрольно-надзорной деятельности; совершенствования механизма кадровой политики, а также системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности. Также среди ближайших планов - обеспечить предоставление государственных услуг с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.